Главная / Сферы деятельности / Инвентаризация

Инвентаризация

Инвентаризация
 
Любое предприятие имеет в собственности определённое количество активов, которые оно использует в производстве, реализации продукции или при оказании услуг для извлечения прибыли.
 
В процессе коммерческой деятельности активы могут приходить в негодность при эксплуатации, перемещаться в пределах границ предприятия (если это движимое имущество), реализовываться.
Данными по наличию активов владеет бухгалтерия.
 
Инвентаризация позволяет произвести проверку соответствия данных бухгалтерии и фактического наличия и состояния имущества предприятия на момент её проведения.
 
Виды инвентаризации
 
В зависимости от вида учитываемого имущества можно выделить инвентаризацию:
 
  1. Имущества – при инвентаризации имущества проводится проверка наличия и соответствия данным бухгалтерии всех видов имущества и обязательств предприятия.
  2. Основных средств – проверка наличия и состояния средств производства, с помощью которых осуществляется производственных процесс.
  3. Товарно-материальных ценностей (ТМЦ) – проверка наличия, состояния и соответствия цен материалов и реализуемого продукта.
 
Классификация инвентаризации
 
В зависимости от глубины проведения инвентаризацию принято классифицировать на:
 
  1. Полную. Полная инвентаризация проводится один раз, в конце текущего года или в начале последующего после сдачи бухгалтерского отчета.
  2. Частичную, которая проводится один раз в год для каждого объекта предприятия.
  3. Выборочную, проводимую на отдельных участках производства или торговли.
 
Случаи обязательного проведения инвентаризации
 
Процедура инвентаризации необходима в следующих случаях:
 
  • продажа предприятия или его сдача в аренду;
  • смена лиц, ответственных за хранение имущества и его эксплуатацию;
  • выявление фактов хищения или порчи имущества;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;
  • в случае если произошло стихийное бедствие (пожар, наводнение, землетрясение).
 
Порядок и сроки проведения инвентаризации
 
Сроки проведения инвентаризации определяются дирекцией предприятия, в зависимости от необходимости. Назначается инвентаризационная комиссия, которая производит все необходимые процедуры по подготовке и проведению учёта имущества и сравнительного анализа с данными бухгалтерии. Процедура проведения учёта состоит из следующих этапов:
 
  1. Подготовительный:
  • рабочие помещения пломбируются;
  • прекращается отпуск и приём товара и материалов;
  • в карточках учёта фиксируются остатки на день проведения инвентаризации;
  • готовятся все сопроводительные документы по передвижению имущества и ТМЦ.
  1. Опись имущества, подвергаемого учёту:
  • члены комиссии пересчитывают объекты инвентаризации, производят (при необходимости) их взвешивание и обмер;
  • производится проверка наличия инвентарных номеров у объектов, в случае их отсутствия инвентарные номера присваиваются;
  • производится оценка состояния объектов, ликвидности, работоспособности (инвентаризация основных средств);
  • проверяется наличие техдокументации на оборудование;
  • все данные, полученные во время проведения учёта, актируются для дальнейшей обработки в бухгалтерии.
  1. Сопоставление данных:
  • сопоставление данных бухгалтерии и инвентаризационной описи;
  • обнаружение расхождения в данных бухгалтерии и описи;
  • корректировка бухгалтерских данных по фактическому наличию объектов.
 
Проведение инвентаризации позволяет выявлять и предотвращать случаи:
 
  • хищения;
  • пересортицы;
  • несоответствия амортизационных отчислений (инвентаризация основных средств);
  • неучтенного имущества;
  • недостачи.