Главная / Сферы деятельности / Налоговые споры

Налоговые споры

Налоговые споры
 
Налоговые споры возникают по итогам налоговых проверок и вынесенных решений. Чаще всего стороной, отстаивающей свои права в налоговых спорах, является налогоплательщик. Претензии к налоговой инспекции возникают по разным причинам:
 
  • невозвращение ошибочно уплаченных налогов;
  • несоблюдение контролирующими органами законодательных норм процедуры проверки;
  • неправомерно завышенные штрафные санкции и пеня;
  • отказ в возмещении НДС;
  • необоснованная блокировка расчётного счёта;
  • уклонение от ответов на претензии налогоплательщика;
  • несоблюдение сроков проведения проверки и т.д.
 
У проверяющих инстанций также могут возникать претензии к налогоплательщику, но защита интересов государственных органов осуществляет мощная законодательная база, имеющая в своём арсенале методы принудительного характера.
 
Способы урегулирования налоговых споров
 
Существует несколько способов урегулирования налоговых споров:
 
Сопровождение налоговой проверки
 
Самым оптимальным вариантом разрешения спорных ситуаций является предотвращение их возникновения. Поэтому лучше всего, если процесс налоговой проверки отслеживает опытный юрист-аудитор, хорошо разбирающийся в законодательной базе и бухгалтерии. Нарушения, допускаемые сторонами в ходе работы налоговых органов, будут просто пресекаться по мере их возникновения. Спорные ситуации будут разрешаться в ходе работы проверяющей комиссии.
 
Подготовка возражений по акту проверки и обжалование решения контролирующего органа
 
Подавляющее количество спорных вопросов можно, не доводя до судебного обжалования, разрешить на уровне проверяющей инстанции после составления акта проверки. Для этого в письменной форме составляется документ, в котором аргументированно обосновываются возражения налогоплательщика.
В случае если проверяющая инстанция не меняет своих заключений по итогам проверки, решение контролирующего органа можно обжаловать в вышестоящей инстанции.
 
Налоговые споры в суде
 
Судебная практика защиты интересов налогоплательщика является крайней мерой. В тупиковых ситуациях помогает разрешить налоговые споры арбитраж. В случае отказа налогового органа изменить свое решение по итогам проверки, отстаивать интересы коммерческой структуре предстоит в арбитражном суде.
 
Необходимо помнить, что для вынесения судебного решения в пользу истца, требуются серьезные основания, подтвержденные документами. Налоговые споры в арбитражном суде проходят с обязательным предоставлением таких документов как:
 
  • исковое заявление;
  • копии возражений и жалоб, направленных налогоплательщиком в проверяющие органы;
  • аргументированные и подтвержденные документальные доказательства, подтверждающие правоту требований налогоплательщика;
  • копии квитанции об уплате государственной госпошлины.
 
Следует помнить о том, что рассмотрение дел в арбитраже отличается от судебных процессов, проходящих в мировых судах, и требует серьёзной подготовки.
 
  1. Эмоции арбитражным судом во внимание не принимаются.
  2. Факты, неподтвержденные документально, судом не учитываются.
  3. Необходимо отличное знание:
 
ü законодательной базы и правильное её толкование.
ü процессуального арбитражного законодательства.
ü правил, принятых в арбитражной практике, обращений к свидетельским показаниям, и документам сторонних организаций.